10.04.2022
Одним из эффективных направлений по развитию графомоторных навыков у детей с нарушениями ОДА является самомассаж рук. Эта методика учит детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. При обучении детей самомассажу используем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание кончиками пальцев при массировании, лёгкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и поочерёдно). Используем следующие упражнения:
• катание одного грецкого ореха или шарика (при усложнении используем два);
• катание ребристого карандаша, как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке);
• сжимание резиновых игрушек разной плотности и т.д.
Неумение координировать движения различных звеньев руки (пальцев, кисти, предплечья и плечевой части) может привести к вынужденным остановкам, выходу штриха за строку, нечеткости движений или дрожанию руки. С этой целью мы выполняем следующие коррекционные упражнения по подготовке руки к письму с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
1. Упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса пальцев, кистей, предплечья и плечевой части руки:
• дети опускают руки вниз и потряхивают ненапряжёнными кистями;
• имитируют встряхивание брызг с рук;
• имитируют полоскание белья;
• поднимают скрещенные руки над головой, раздвигая пальцы ("рога оленя");
• опускают руки вниз, с силой сжимают кулаки, затем потряхивают ненапряжёнными кистями рук;
• дети легко сжимают кулаки ("добрая кошка" прячет свои коготки в подушечки лапок);
• дети разжимают кулаки, раздвигая и напрягая пальцы ("кошка рассердилась"; выпускает свои коготки) и др.
2. Упражнения для развития статической координации кистей рук:
• "Здорово!": вытянуть руку вперёд, все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх;
• "Зайчик": вытянуть указательный и средний пальцы, остальные сжать;
• "Коза": вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать (или вытянуть большой палец и мизинец, остальные сжать);
• "Слон": вытянуть вперёд средний палец ("хобот"), остальные пальцы поставить на стол ("ноги");
• "Мостик": положить пальцы павой руки на пальцы левой.
3. Упражнения для развития динамической координации кистей рук в
процессе выполнения последовательно организованных движений:
• "Здравствуй, пальчик": поочерёдно прикоснуться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному и мизинцу;
• "Пальчики знакомятся": пальцами правой руки поочерёдно "поздороваться" (похлопывая подушечками пальцев) с пальцами левой руки, начиная с большого;
• "Считалочка": поочерёдно загибать пальцы сначала на левой, затем на правой руке, начиная с мизинца;
• "Лягушки": дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз; резко распрямляют пальцы (рука подпрыгивает над столом) и кладут руки на стол; затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол;
• одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы;
• одновременно выбрасывать кисти рук вперёд, при этом пальцы одной руки сжаты в кулак, а пальцы другой соединять в кольцо;
• "Весёлые маляры": синхронно выполнять движения кистями обеих рук вверх - вниз с одновременным подключением кистевого замаха; затем влево – вправо;
• положить перед собой обе кисти и попеременно постукивать правой рукой по два раза, а левой – один раз, плавно переходя от одной руки к другой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2022
Дата обновления: 10.04.2022
Дата публикации: 10.04.2022